Компания Зеленстрой

Ижевск, тел.: 8 912 749 0607    Контакты
Компания Зеленстрой


Наши работы (случайное фото)

Фото 9

Устьбельск


Статьи по обустройству дачного участка:

Пластиковые окна
Окна Rehau изготовлены в соответствии со всеми современными стандартами качества. Они великолепно показали себя при эксплуатации в достаточно суровом климате Северной Европы и России.

Некоторые проблемы современного строительства
Анализ как первичного, так и вторичного рынков жилой недвижимости показывает, что наш соотечественник предпочитает жилью, построенному...



Навигация: ГлавнаяСтатьи по строительству

Киевские доходные дома начала ХХ века

На рубеже ХIХ-ХХ вв. в Киеве начинается период интенсивного возведения так называемых доходных домов. Такое название эти сооружения получили благодаря их коммерческому использованию - квартиры сдавали внаем, за что владелец получал прибыль.

Непосредственно купец-подрядчик, за средства которого осуществлялось приобретение у города земельного участка и велось строительство здания, не жил в ней, а всеми хозяйственными делами занимался управляющий. Возведение доходного дома стоило немало - в среднем 500 тыс.крб, а самая дорогая дореволюционная киевская сооружение, 8-11-этажный «небоскреб» на ул.Институтской, 16, обошлась его заказчику аж в 1,5 млн.руб. Киевляне узнавали тот или иной дом не по адресу, а по фамилии его владельца - Гинзбурга, Гронфайна, Козеровського, Мороза, Роговский, Сироткина. Если конец XIX ст. представлен в Киеве сугубо малоэтажной частной застройкой, то начало нового века привнес новые тенденции в архитектурно-планировочную концепцию жилья. За дороговизны земельных участков, просматривается исключительно коммерческий интерес - получить застройщиком максимальную прибыль за счет увеличения этажности жилых сооружений. Так, в 1901 г. был возведен лишь 3 пятиэтажные дома, а в 1911 г. - уже 45. Но подрядчикам этого уже мало, они идут вверх в прямом и переносном смысле, поэтому начинается строительство 25 шестиэтажных и 5 семиэтажных доходных домов. Интересная деталь: чем выше был этаж, тем меньше составляла ежемесячная стоимость наемной квартиры. На уровень платы также влияли престижность района, квартала и репутация дома (статус его жителей) или самого домовладельца. Если окна выходили не на улицу, а во двор здания, сумма оплаты за такую квартиру была значительно меньше. Наличие канализации, отопления, телефона, лифта до малейших деталей (ковровая дорожка на лестнице, цветы в подъезде) - все это влияло на уровень оплаты наемного жилья.

Несколько слов о конструктивной и планировочную схемы доходных домов. Они - в основном односекционные, с тремя несущими продольными стенами и несущими конструкциями лестничной клетки. В планировании применено 2-4-квартирную секцию с центральным размещением парадных и черных лестниц. Второстепенные и подсобные помещения квартиры (спальня, кухня, ванная) сгруппированные вокруг черных лестниц с выходом во двор, а основные (кабинет, гостиная) - вдоль главного фасада. Впоследствии появились также односекционные дома с 1-квартирной секцией больших размеров из анфиладный планированием, за счет размещения лестницы в торцах здания. Относительно многосекционных зданий, то встречаются расположенные вдоль улиц, угловые, компактные из замкненим внутренним двором и П-образной конфигурации с курдонер. Последний вариант считался наиболее привлекательным, потому что давал возможность использовать не только длину, но и всю ширину участка под застройку. По исследованиям В. Е. Ясиевича, «в доходных домах можно выделить 3 планировочных типы квартир. Малогабаритные, общей площадью до 30-40 м2, с выходом на одну лестницу, имели 1-2 комнаты с кухней (или без нее). Планирование таких квартир отличалось компактностью, санузел без ванны располагался обычно при кухне. Средние по размерам квартиры общей площадью 50-80 м2 состояли из 3-5 комнат, имели выход из кухни на вторые ступеньки и 2 санузла; площадь отдельных комнат в пределах 16-24 м2, кухонь 6-9 м2. Планирование больших квартир площадью в 100-330 м2 было самым разнообразным. Такие квартиры были трех видов: квартиры с кухней, сочеталась с главным входом и прихожей; квартиры с кухней в глубине; квартиры с коридорной-анфиладный планировкой. Площадь комнат больших квартир составляла 30-40 м2, прихожей до 14-20 м2. Примерно такое же планирование сейчас применяется в индивидуальной многоэтажном застройке столицы Украины.

В начале прошлого века в тогдашнем центре Юго-Западного края сложилась своеобразная и многовекторная киевская архитектурная школа. Ее представители творили в разных стилях и направлениях: Э. П. Брадтман, А. М. Вербицкий, И. К. Ледоховський, В. В. Городецкий - в модерне, П. Ф. Алешин - в необарокко, Кобелев , М. Г. Артынов, В. Н. Николаев - в неороссийскую, В. М. Рыков и Г. П. Шлейфер - в Ренессансе, П. С. Андреев, Кобелев, В. А. Осьмак, П Ф. Алешин, П. И. Голландский - в неоклассицизм, В. Г. Кричевский - в неоукраинському, Г. Ю. Гай и И. А. Зекцер - в рационализме (протоконструктивизми. Как видим, некоторые архитекторы работали сразу в нескольких направлениях, что не могло не сказаться на чистоте стилевых характеристик их произведений (отсюда и возникают, на первый взгляд нелогичные, сроки типа «модернизированная готика» или «готизований модерн». В жилой застройке Киева наиболее распространенными были эклектизм (историзм) и модерн. Первое направление характеризуется определенными стилизациями прошлых исторических эпох, следовательно требует обязательного префикса «псевдо» или «нео» - до ренессансного, романского, готического, русского, классического, украинского стилей. Мнения специалистов о ценности подобных заимствований - совершенно противоположные: от оскорбительно-пренебрежительных определений вроде «подделка», «макет», «эрзац» - до захвата и плесканий в ладоши (что касается вкусов рядовых граждан, то им всегда импонировало все сделанное « под старину »). Что касается модерна, то этот весьма популярный в те времена направление отличает, по словам В. Е. Ясиевича «синтез искусств, дизайнерский подход к деталям, изобретение новых форм, фактур и приемов в различных материалах - металле, дереве, камне, бетоне, стекле , керамике. В произведениях модерна обращение к природе, флоре, фауне, как первоосновы формообразования, сыграло особую роль. Свойственная растениям криволинейность форм и линий, случайный характер их переплетений, красоты становятся источником языка нового стиля ». Модерновые здания в Киеве возводили до 1913 г., но уже в наше время формы модерна неожиданно возродились в произведениях украинских архитекторов XXI века. Тоже, наверное, с приставкой «нео».

Помехой дальнейшему развитию подоходного домостроения стала И мировая война, а окончательно этому процессу положило конец октябрьская революция 1917 г. Все доходные дома были конфискованы у владельцев и переданы для неотложных жилищных нужд пролетариата (т.е. превращен в максимально уплотнены, разделены фанерными перегородками, «жилищные клетки ». Сначала, по язвительным наблюдением Михаила Булгакова, из подъездов исчезли ковры и цветы, а потом дошла очередь и до самих домовладельцев: кто подался за границу, кто - на Соловки, а некоторые - и в братскую могилу. Печальную участие своих хозяев разделили и более сотни киевских доходных домов, погибших в водовороте сокрушительных войн и нелепых реконструкций ХХ в. Жилищное строительство возобновилось в городе лишь в 1927 г., но это были уже другие сооружения - вполне неприбыльные, и жили в них другие люди - сугубо советские.

Использованные источники:

1. Киев. Историческая энциклопедия (электронная версия). - М.: 3Медиа, 2002.
2. Третьяк К.А. Утраченные сооружения и памятники Киева. Справочник. - М.: ИПЦ Киевский университет, 2004.
3.Ясиевич В.Е. Архитектура Украины на рубеже ХIХ-ХХ веков. - К.: Будивельник, 1988.

Игорь Однопозов, Союз специалистов по недвижимости г.Киева, при содействии фирмы «Проект-2»

Мир Недвижимости

Нахид новых форм, фактур и приемов в различных материалах - металле, дереве, камне, бетоне, стекле, керамике. В произведениях модерна обращение к природе, флоре, фауне, как первоосновы формообразования, сыграло особую роль. Свойственная растениям криволинейность форм и линий, случайный характер их переплетений, красоты становятся источником языка нового стиля ». Модерновые здания в Киеве возводили до 1913 г., но уже в наше время формы модерна неожиданно возродились в произведениях украинских архитекторов XXI века. Тоже, наверное, с приставкой «нео».

Помехой дальнейшему развитию подоходного домостроения стала И мировая война, а окончательно этому процессу положило конец октябрьская революция 1917 г. Все доходные дома были конфискованы у владельцев и переданы для неотложных жилищных нужд пролетариата (т.е. превращен в максимально уплотнены, разделены фанерными перегородками, «жилищные клетки ». Сначала, по язвительным наблюдением Михаила Булгакова, из подъездов исчезли ковры и цветы, а потом дошла очередь и до самих домовладельцев: кто подался за границу, кто - на Соловки, а некоторые - и в братскую могилу. Печальную участие своих хозяев разделили и более сотни киевских доходных домов, погибших в водовороте сокрушительных войн и нелепых реконструкций ХХ в. Жилищное строительство возобновилось в городе лишь в 1927 г., но это были уже другие сооружения - вполне неприбыльные, и жили в них другие люди - сугубо советские.

Использованные источники:

1. Киев. Историческая энциклопедия (электронная версия). - М.: 3Медиа, 2002.
2. Третьяк К.А. Утраченные сооружения и памятники Киева. Справочник. - М.: ИПЦ Киевский университет, 2004.
3.Ясиевич В.Е. Архитектура Украины на рубеже ХIХ-ХХ веков. - К.: Будивельник, 1988.

Игорь Однопозов, Союз специалистов по недвижимости г.Киева, при содействии фирмы «Проект-2»

Мир Недвижимости

***

Читайте также:

Rambler's Top100   
НаверхГлавная страница
© 2008—2016 «Зеленстрой»